Псориатическая артропатия

Псориатическая артропатия – патологическое поражение суставов, развивающееся на фоне псориаза. Причины развития заболевания до конца не выяснены. Псориатический артрит наиболее часто поражает мелкие суставы дистальных фаланг пальцев рук и нижних конечностей. Кроме пальцев рук и ног, псориатический артрит поражает суставы:

• коленные,
  • тазобедренные,
  • позвоночные,
  • плечелопаточные.

Псориатический спондилит (воспаление позвонков) в некоторых случаях приводит пациента к инвалидности. Процент летального исхода при наиболее тяжелых формах повышается, так как прикованный к постели пациент часто страдает из-за развития пневмонии и формирования пролежней.

Псориатический артрит у детей – явление очень редкое. Заболевание характеризуется симптомами артрита в сочетании с кожным поражением в виде пустул. При патологии поражаются мелкие и более крупные суставы пальцев верхних и нижних конечностей.

Причины

Развитие псориатической артропатии связывают с состоянием организма, при котором происходит атака иммунною системой здоровых клеток. При этом вызываются суставные воспаления. Причинами такого явления являются генетические и экологические предпосылки. Исследователями были обнаружены генетические маркеры, предположительно связанные с псориатическим артритом.

К факторам, провоцирующим заболевание, относят:

• Псориаз. Наличие хотя бы одной псориатической бляшки.
  • Ногтевой псориаз.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Возрастной фактор.
Псориатическая артропатия

Классификация

Псориатический артрит по особенностям клинических проявлений делят на следующие группы:

• Олигоартрит с ассиметричным поражением суставов. Составляет около 70% всех форм псориатической артропатии.
  • Артрит межфаланговых суставов. Является типичным проявлением псориатического артрита, нередко выявляется вместе с другими поражениями суставов.
  • Ревматоидоподобный симметричный артрит. При данной форме поражаются пястно-фаланговые и проксимально межфаланговые суставы верхних конечностей. Характерно беспорядочное деформирование суставов.
  • Мутилирующий артрит с необратимым деформированием суставов. Характеризуется развитием остеолиза, при котором укорачиваются и деформируются пальцы. Часто наблюдается поражение позвоночника.
  • Спондилит. Диагностируется у 40% пациентов. Часто проявляется вместе с периферическим артритом. Симптомы похожи на клинические проявления при болезни Бехтерева. Иногда наблюдается бессимптомное течение заболевания.
Злокачественное проявление псориатического артрита встречается редко.

Симптомы

При псориатической артропатии поражение суставов может происходить на одной или на обеих сторонах тела. Симптомы заболевания нетрудно спутать с признаками ревматоидного артрита. Обе патологии характеризуются болезненными, горячими на ощупь суставами.

Характерные признаки псориатического артрита: отеки пальцев верхних и нижних конечностей (болезнь нередко приводит к образованию сосисковидной дефигурации пальцев), боль в нижних конечностях (болевые ощущения наблюдаются в местах, где прикрепляются связки и сухожилия к костям), боль в области поясницы (вызывается спондилитом – воспалением суставов, которые соединяют позвоночник).

Осложнения заболевания

Псориатический артрит способен спровоцировать мутилирующий артрит, инвалидизирующую форму заболевания, при которой разрушаются мелкие кости пальцев, что вызывает их деформацию. Нередко наблюдаются осложнения со стороны органа зрения.

Конъюнктивит характеризуется болезненностью, покраснением глаз. В некоторых случаях отмечается помутнение зрения. Пациенты с псориатической артопатией подвержены развитию болезней сердечно-сосудистой системы.

Диагностика псориатического артрита

Предварительный диагноз устанавливается после составления ревматологом анамнеза заболевания и детального осмотра, включающего:

• Выявление болезненности и опухания суставов.
  • Обследование ногтей на предмет точеной коррозии и отслоений.
  • Пальпация подошвы стоп и области вокруг пяток.

Инструментальное обследование

Для того чтобы подтвердить предварительный диагноз, необходимо применить аппаратные методы исследования:

• Рентгенография. Рентген дает возможность выявить характерные изменения в суставах, возникающие при псориатической артропатии.
  • МРТ. Применяется, чтобы получить подробные изображения тканей организма. МРТ дает возможность подтвердить присутствие изменений в сухожилиях, коленном суставе.
  • УЗИ. Метод выявляет избыток жидкости в суставной полости, воспаление сухожилий. Также выявляются изменения конфигурации сустава и суставного хряща.
Диагностика псориатического поражения суставов

Лабораторные анализы

Проведение общего анализа крови дает возможность отследить присутствие маркеров воспаления: высокой СОЭ (скорости оседания эритроцитов) и СРБ (С-реактивного белка), а также наличие носительства гена HLA-B27. Следует учесть, что отсутствие названного гена не исключает возможного развития псориатической артропатии. Дифференцированная диагностика проводится для исключения полиартрита и ревматоидного поражения.

Важно! Если у больного псориазом появилось отекание и боль в суставах, следует немедленно записаться на прием к ревматологу. Обязательно нужно сообщить врачу о псориатическом поражении организма. Раннее выявление болезни значительно облегчает лечение, улучшает прогноз.

Лечение

Вылечить псориатический артрит невозможно, поэтому терапия направлена на предотвращение инвалидизации путем борьбы с воспалениями в пораженных суставах.

Лечение псориатической артропатии препаратами

При заболевании применяют:

• Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС). Обезболивающие препараты, уменьшают воспалительные процессы. К побочным эффектам относятся поражения слизистой оболочки желудка, патологии сердца, болезни почек и печени.
  • Противоревматические препараты. Приостанавливают прогресс псориатической артропатии. К ним относятся Сульфасалазин, Метотрексат,Лефлуномид. К побочным эффектам относятся повреждения печени, инфекционные процессы.
  • Ингибаторы ФНО-альфа. Терапия препаратами этой группы приводит к уменьшению боли, убирает утреннюю скованность. К данной группе относятся следующие медикаменты: Инфликсимаб, Голимумаб, Этанерцепт. Возможны проявления побочных эффектов: диареи, тошноты, облысения. Наружная терапия включает использование мазей Фторокорт, Синалар, салициловую мазь.

Учеными активно апробируется новый препарат Апремиласт, пероральное лекарство, относящееся к избирательным иммунодепрессантам, модулирующим работу медиаторов воспаления.

Хирургические методы

Хирургическая коррекция при псориатическом артрите подразумевает эндопротезирование сустава, замену искусственными металлическими протезами.

Помощь в домашних условиях

Псориатический артрит требует особого внимания к больному со стороны близких людей. Пациент также должен приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности. Ежедневно необходимо выполнять следующие рекомендации:

• Избегать нагрузки на суставы.
  • Предотвратить увеличение массы тела, что очень важно для снижения нагрузки на суставы. При снижении веса до рекомендуемых цифр боль уменьшается, мобильность увеличивается.
  • Выполнение ежедневных физических упражнений должно стать нормой.
  • Необходимо находить время для отдыха несколько раз в продолжение дня.
Поддержка друзей и близких помогает справиться с физическими и психологическими проблемами, возникающими при псориатической артропатии.

Диета

Питание больного псориатическим артритом имеет кардинальные отличия от питания здоровых людей. При псориатической артропатии нужно следить за постоянством кислотного и щелочного баланса. При этом необходимо доминирование щелочных реакций. Для постоянного выполнения данного требования необходимо соблюдать диету для указанной категории пациентов.

К продуктам, положительно влияющим на самочувствие при псориатическом артрите, относятся все фрукты и ягоды за исключением смородины, клюквы, черники, сливы и чернослива, а также некоторые овощи. Полностью исключаются: картофель, перец, баклажаны, помидоры. Можно употреблять в ограниченном количестве: бобовые, капусту, тыкву.

Сладости

Также позволены напитки с добавлением свежевыжатого сока, минеральные воды – «Ессентуки» и «Боржоми». Кислотообразующие продукты, составляющие 30% каждодневного рациона должны употребляться отдельно: курица, мясо, морепродукты, молочные продукты, каши (гречка, рис, кукурузная, гречневая), сахар.

Следует исключить:

• Печенье, десерты.
  • Уксус.
  • Напитки с красителями и консервантами.
  • Алкоголь.

Диету при заболевании лучше строить на основе раздельного питания, при которой усвоение продуктов проходит быстрее. Крайне важным является питьевой режим. При помощи воды ускоряется обмен веществ, что обеспечит клеткам отсутствие голода. Для приготовления пищи подходит любая форма, кроме обжаривания. Полезно частое употребление рыбы, но дневное употребление продукта не должно превышать 150 г.

Мясо птицы должно быть нежирным, есть нужно белую его часть. Мясные блюда разрешается готовить из баранины, но дневная норма не должна превышать 170 г, допускается употребление мясных блюд 2 раза в неделю. Яйца можно есть в вареном виде. Кофе можно пить ежедневно в минимальных количествах. Необходимо исключить переедание.

Лечение народными средствами

Лекарства по рецептам народных целителей применяются, чтобы облегчить состояние больного псориатическим артритом. Существуют следующие способы применения растительных средств при псориатической артропатии. Снять сильную боль в суставе можно при помощи горячих травяных подушек. Одинаковое количество лечебных растений (черная бузина, ромашка, хмель, донник) прогреть в воде. Отжатую траву помещают в льняной мешочек и прикладывают на воспаленную область на 20 минут. Курс лечения – 14 дней.

Болевой синдром можно снизить, если смазывать воспаленные участки настоем из почек сирени. Для этого необходимо залить 2 стакана почек спиртом или водкой. Настаивать 10 дней. В течение дня смазывать пораженные места. Курс лечения – 12 дней. Воспаленные суставы также оборачивают молодыми листьями капусты.

Избежать опасной патологии поможет выполнение следующих советов врача:

• Необходимо активно заниматься лечебной физкультурой, найти время для занятий плаванием.
  • Строго контролировать осанку.
  • Исключить выполнение тяжелой физической работы.
  • Полностью отказаться от курения.
  • Регулярно принимать прописанные таблетки.

Самое важное

Для максимального эффекта необходимо выполнять установленный режим питания. Ежедневно следует выпивать до 8 стаканов качественной воды. Каждый день нужно посвятить время выполнению утренней гимнастики. Комплекс упражнений должен быть одобрен лечащим врачом. Очень важен при псориатическом артрите позитивный настрой больного.

Фото доктора

Сержанин Алексей Анатольевич